Существуют специальные тесты по определению будущего характера поведения собаки. Для оценки щенков наиболее подходит предложенная в 1975 г. система тестов американского зоопсихолога Уильяма Кембелла для определения особенностей характера и поведения щенка, а также степени социализации щенка и отношений доминирования/подчинения.
Тест Кэмпбелла помогает определить индивидуальные черты характера щенка. Однако не забывайте, что даже при преобладании тех или иных внутренних склонностей, хозяин может модифицировать их своим обращением с собакой. По сути, он может усилить одни черты и избавиться от других.
Тест состоит из пяти испытаний: два заключаются в наблюдении, три других требуют определенных действий. Щенков можно тестировать в возрасте 7 недель; каждое испытание длится около 30 секунд - столько времени достаточно двум незнакомым собакам, чтобы установить иерархическую связь.
Для тестирования самый подходящий возраст — от 6 до 8 недель (не позднее). Эта система отрабатывалась в течение 8 лет на более чем 10 тысячах собак. Тестирование проводит незнакомый человек в незнакомом щенку месте, где ничего бы не отвлекало внимание щенка. Щенка нельзя подбадривать или ласкать. С ним нельзя разговаривать. Тестирование проводится отдельно с каждым щенком, каждый тест проводится только один раз.
Перед проведением теста убедитесь, что щенок здоров, весел и бодр. В месте проведения теста не должно быть отвлекающих предметов или людей.
Тест состоит из пяти пунктов.
Степень контактности, доверчивости и самостоятельности определяется потому, как щенок реагирует на человека.
Выполнение теста:
Поставьте щенка на пол в середину комнаты, отойдите на несколько шагов в направлении от щенка. Присядьте или встаньте на колени, наклонитесь и поманите щенка рукой к себе, похлопайте в ладоши, привлекая его внимание.
При этом возможны следующие типы поведения:
А - Щенок подбегает сразу, немедленно, прыгает на тестирующего, рычит, играет, лижет, пытается схватить руку зубами, покусывает руки, хвост поднят вверх;
В - Щенок подбегает сразу, без задержки, лает, начинает царапать тестирующего лапами, хвост поднят вверх;
С - Щенок подбегает свободно, без задержки, может немного помахивать хвостом, но также хвост может быть опущен или поджат;
D - Щенок подбегает, но не сразу, а после некоторого колебания и смущения, подходит медленно, неохотно, вид у него растерянный, хвост опускает или поджимает;
Е - Щенок не подбегает совсем.
Этот тест проводится один на один со щенком, человек не провоцирует щенка голосом или жестом.
Выполнение теста:
Поставьте щенка на пол, а затем нормальным шагом начните удаляться от него на такое расстояние, чтобы он оставался в поле зрения. По тому, как щенок сопровождает человека, определяется независимость характера.
При этом возможны следующие типы поведения:
А - Щенок с готовностью сразу бежит за тестирующим, либо идёт рядом, он весел, старается ухватить за ноги, хвост поднят вверх;
В - Щенок бежит за тестирующим сразу, следует рядом или путается под ногами, но за ноги не кусает, хвост задран;
С - Щенок идёт или бежит за тестирующим сразу, но не смело, несколько робко и немного отставая, хвост опущен;
D - Щенок очень робко, медленно и неохотно идет за тестирующим, растерян и смущен, хвост опущен или поджат;
Е - Щенок не идет за тестирующим или уходит в противоположную сторону (полный отказ следовать).
Выполнение теста:
Тестирующий осторожно переворачивает щенка животом вверх и удерживает его в таком положении около 30с., держа в области груди.
Реакция на принуждение показывает, в какой степени щенок переносит физическое и психологическое превосходство, а также социальное доминирование человека, другими словами, этот тест показывает его подчиняемость. Чем активнее щенок сопротивляется, тем больше у него склонности к доминированию.
При этом возможны следующие типы поведения:
А - Щенок сразу и активно протестует, борется с рукой, выворачивается и кусает;
В - Щенок сразу и активно протестует, выскальзывает из-под руки тестирующего, делает попытку освободиться;
С - Щенок вначале протестует но, увидев, что это бесполезно, успокаивается;
D - Щенок не протестует совсем, лижет руки;
Е - Щенок лежит неподвижно, очень напуган.
Тест рассчитан на определение способности щенка принимать или отвергать социальное превосходство – в данном случае человека.
Выполнение теста:
Щенок стоит или лежит в "позе сфинкса" (щенок лежит, голова поднята, спину и голову придерживают руками). Тестирующий гладит щенка вдоль спины.
Если щенок сам склонен в превосходству – доминированию, то он будет прыгать, кусаться и рычать. Если щенок независим, то попытается отойти в сторону, а если труслив – то в панике, напрягшись, прижмётся к полу вплоть до крика и поспешного бегства.
При этом возможны следующие типы поведения:
А - Щенок сразу выказывает радость, подскакивает, царапается, пытаясь повернуться, прыгает на тестирующего, бьёт его лапами, рычит и кусается, лижет ему руки;
В - Щенок подскакивает, борется и поворачивается, чтобы поцарапать или укусить, бьёт тестирующего лапами, лижет руки;
C - Щенок пытается сопротивляться, но успокаивается, поворачивается к тестирующему и лижет руки;
D - Щенок ложится перед тестирующим на спину и лижет руки;
E - Щенок далеко отбегает и больше не подходит.
Выполнение теста:
Тестирующий приподнимает щенка над полом и держит так примерно 30 сек., поддерживая его обеими руками под животик и грудь. Не имея опоры, щенок почувствует себя в полной власти тестирующего.
При этом возможны следующие типы поведения:
А - Щенок яростно протестует, вырывается из рук тестирующего, кусается и рычит;
В - Щенок активно протестует, но не кусается;
С - Щенок начинает протестовать, а затем успокаивается и лижет тестирующему руки;
D - Щенок совсем не протестует, спокойно висит или лижет тестирующему руки;
Е - Щенок перепуган, напряжён и замирает, либо испуганно скулит и пытается вырваться.
Методика определения характера щенка заключается в подсчёте всех А, В, С, D и E.
После тестирования каждый щенок должен быть отмечен четырьмя буквами. На основании этих комбинаций можно дать следующие характеристики характеру щенка.
Итак, если у щенка:
Большинство ответов А – преимущественно доминирующее агрессивное поведение собаки (это холерик).
Такого щенка нельзя рекомендовать в качестве собаки-компаньона. В будущем, при условии правильной дрессировки, собака может стать хорошим охранником или выполнять другую службу, но ей изначально необходим опытный дрессировщик, а не начинающий собаковод.
Большинство ответов B - собака преимущественно с сильным, уравновешенным характером (это сангвиник).
Из такого щенка вырастет хороший служебный пес, но щенок требует очень серьезной дрессировки.
Большинство ответов C - собака с преимущественно хорошими способностями к обучению и уравновешенным темпераментом (это флегматик).
Однако дрессировка такой собаки потребует от хозяина большого терпения.
Большинство ответов D - преимущественно подчиненное поведение.
Собака такого типа (это заторможенный флегматик или меланхолик) мало пригодна для служебной дрессировки, но может быть неплохим компаньоном, при условии правильного воспитания.
Большинство ответов E - собака преимущественно с подавленной психикой, малообщительная, непредсказуемая (меланхолик, оборонительный инстинкт выражен в пассивной форме).
Если рассматривать результаты тестирования более детально, то получается следующее:
При результате 2 А и более вместе с несколькими В:
Считается, что такой щенок будет стараться главенствовать и всех подчинять себе. Он может быть потенциально агрессивен и склонен кусать, если встретит резкое обращение со стороны человека или своих сородичей. Такую собаку не рекомендуется брать в семью где есть маленькие дети или старики. Для воспитания собаки, обладающей таким характером, необходимо терпение и последовательный подход при дрессировке. Атмосфера в семье должна быть спокойной. Воспитывать подобных собак следует спокойно, без физических наказаний.
При результате 2 А и 2 В:
Такой щенок агрессивен, может кусаться. Не рекомендуется детям, подросткам, пожилым людям. Не годится в качестве компаньона. Однако такая собака всегда защитит хозяина в случае опасности.
При результате 3 В и более:
Это щенок с задатками лидера, преданный, с ярко выраженным духом соперничества. Считается, что такая собака имеет склонность к спокойному, уверенному превосходству и лидерству. Она будет иметь способность к дрессировке, выступлению на выставках. При верной выбранной стратегии воспитания такая собака станет преданным и послушным другом. С ним удобно и приятно находиться в любой обстановке – как в толпе, так и дома на диване.
При результате 3 С и более:
Это щенок с задатками идеального компаньона. Считается, что такая собака будет прекрасно адаптироваться к любым условиям. Она послушна и прекрасно подходит для семьи где есть дети и старики. Однако могут возникнуть проблемы с отработкой у собаки элементов самостоятельности. Такая собака требует поощрения.
При результате 2 D и более, особенно с 1 или несколькими Е:
Это очень покорный щенок. Прекрасно подойдет для детей и пожилых людей. Считается, что такая собака подвержена влиянию обстоятельств и склонна к подчинению, для уверенности ей необходим тесный, постоянный контакт с человеком, она нуждается в поощрениях. Тактика воспитания должна быть основана на постоянном внимании к ней, любви и чуткости. Такой щенок требует мягкого подхода, воспитание может быть длительным. Такая собака, как правило, спокойна в семье, где воспитываются дети, но может кусать, если с ней плохо обращаются, в этом выражается её форма пассивной защиты.
При результате 2 D и более в сочетании с Е в разделе «социальное превосходство»:
Реакция типа D говорит о склонности к убеганию. У такой собаки могут возникнуть трудности в процессе социализации, необходимо применение специальных методов дрессировки. Такой щенок не годится для контакта. Если при тестировании такой щенок получит ещё оценку А или В, то он может иметь склонность нападать из страха, особенно при наказании. Если при тестировании щенок получил ещё и несколько С или 1 D, то такой щенок наверняка будет теряться в стрессовых ситуациях, с детьми будет неуравновешен. Поведение его непредсказуемо. Требует постоянного контроля и дрессировки по специальной методике. Для выставочной карьеры непригоден.
При результате 2 Е и более:
Такой щенок с трудом идет на контакт. Если добавляется реакция типа В и С, то они вызваны страхом. Такая собака будет трудно поддаваться дрессировке. Воспитательные меры практически не будут оказывать никакого воздействия. Может кусать из страха или в стрессовой ситуации. Подобную собаку нельзя брать в семью, где есть дети. Требует опытного подхода в дрессуре. Для выставочной карьеры непригоден.
При сочетании противоположных качеств А и Е:
С возрастом такая собака будет обладать непредсказуемым характером. Поведение собаки будет зависеть от слишком многих факторов. Некоторая стабильность поведения будет наблюдаться только в привычных для неё условиях.
Результаты тестов нельзя считать окончательными, ведь при проверке щенок может быть голоден, испуган, плохо себя чувствовать или у него просто может быть плохое настроение. Поэтому для того, чтобы результаты были достоверными, тесты повторяют два-три раза в течение нескольких дней. Для уточнения результата следует повторить тестирование выбранного щенка в других условиях и только тогда сделать окончательный вывод:
А - Очень доминирующий тип;
В - Доминирующий тип;
С - Подчиняющийся тип;
D - Очень подчиняющийся тип;
Е - Практически не воспитуемый тип.
По материалам книги "Энциклопедия 'Собаки'",
Полезные статьи